авторы компании
Хитов:
7528
Дизайн интерьеров
Хитов:
480
Хитов:
10185
Теория и педагогика

 


«4-Й БЛОК» В ХАРЬКОВЕ И 3 ДНЯ В ТАРХАНКУТЕ.

Перед тем, как начать писать эту статью, я попросила моего знакомого из Харькова прислать мне немного наиболее удачных фотографий. Фотографии он выслал, и приписал:  «Я тебя умоляю — не пиши много слов, человек — существо ленивое, не любит много читать, лучше побольше иллюстративного материала, картинки намного интереснее разглядывать.» Так что, фотографий много, но и про суть происходившего написать стоит.

site_03_

Все началось в Харькове, 26 апреля, на открытии VII Международной триеннале экологического плаката «4-й Блок». Название мероприятия происходит от 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС, авария которого произошла 26 апреля 1986 года. Президент триеннале графики и плаката — Олег Векленко, заслуженный деятель искусств Украины, член Союза художников Украины, профессор кафедры графического дизайна Харьковской государственной академии дизайна и искусств, сам является участником ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

Чего я совершенно не ожидала, так того, что в Харькове с графическим дизайном все на удивление хорошо. А как потом выяснилось опытным путем при посещении Киева, и там хорошо. Итак, сначала была сама выставка «4-й Блок» и в стеклянном, сверкающем под лучами украинского летнего солнца, выставочном комплексе.

site_05

Помимо плакатов по проблеме экологии в рамках триеннале проходил III-й Международный конкурс плаката и компьютерной анимации «АнтиСПИД – Украина».
На следующий день в академии дизайна ХГАДИ, именующейся в народе Худпром, проходили мастер-классы и выставка членов жюри.

site_15

Первую лекцию читал Сергей Мишакин (Украина) по-украински про фирменный стиль Харькова. И еще одно открытие. Мне всегда казалось, что украинский язык достаточно похож на русский, и если не каждое слово, но суть то мы точно понимаем. Выяснилось, что не то, что суть, вообще ничего не понимаем, так что, до момента начала показа картинок, мы чувствовали себя полными иностранцами. Затем был Алекс Йордан (Франция) с лекцией «Давным-давно... Дизайнерский коллектив «Грапус». После него вышел Владимир Чайка (Россия), выключил свет, включил видео на 20 минут, состоящее из смены фотографии про четыре черточки, включил свет и собрал продолжительные овации. Вот так, и ни одного слова. Круто.

site_13

Никлаус Трокслер (Швейцария) выступал с темой «Звук плаката. Джазовые плакаты, как культурное явления 70-х и по сегодняшний день», его переводчик почему-то плохо понимала по-немецки и переводила сильно приблизительно. Хотя даже это обстоятельство не помешало еще раз восхититься остротой идей и игре цвета и линий. Маджид Абасси (Иран) говорил про «Оригинальность и современный иранский плакат» по-персидски с переводчиком, который, следуя традиции, мало способствовал нашему пониманию. Но плакаты, опять же, говорили сами за себя. И Люба Лукова (США) с «Беседой на языке образов», чтобы, по-видимому, не выделяться на фоне остальных, все время симулировала, что не умеет говорить по-русски.

site_06

В тот же вечер мы всей толпой в составе примерно 200 человек поехали в Крым на творческую дачу «Дизайнерский Рай» на 3 дня. Но на какие 3 дня! Выездные Мастер-классы за всю историю выставки были проведены впервые.

Итак, нас встретил Тарханкут — северо-западная часть Крымского полуострова, чудесный край с богатой историей и уникальной природой, удивительное по красоте море в обрамлении живописных скал и просторных пляжей.

site_03

В один из дней нас возили на экскурсию в красивейшее место Атлеш, сочетающее в себе величие скал, безбрежную синюю даль с прозрачною и отливающей бирюзой на отмелях, где в 1961 году снимался художественный фильм Человек-Амфибия. Мы кинули вещи в номера и домики санатория «Солнечная долина» и побежали добывать то, зачем мы туда приехали — общение и знания. В роли учителей выступали все те же Никлаус Трокслер, Маджид Абасси, Люба Лукова и Владимир Чайка. Еще был Димон Захаров, который вроде как тоже собирался быть учителем, но ограничился одним скромным показом своих гениальных работ в день отъезда.

Каждый дизайнер дал свои задания, которые надо было выполнить в рекордно быстрые сроки. Типа, вот задание, первые эскизы через час. Мы бегали, как угорелые, а потом наваливались всей толпой на мэтров. Было очень познавательно. Даже мегаперегруз.

site_25

Трокслер сказал, что месту, где мы все жили, не хватает навигации и нужно бы ее придумать. Маджид написал наши имена на персидском, и нужно было их выложить из природных материалов. Люба Лукова предложила всем найти в своих чемоданах ненужные вещи и придать им другую нужную жизнь и создать некую визуальную метафору, которая бы отзывалась в душе и в сознании зрителя. У Чайки надо было сделать знак своего имени-фамилии, выявляя закономерности в написании букв, а также почувствовать образ имени и изобразить его графически. Вообще, Чайка, как всегда, всех веселил, он был в ударе, как никогда: танцевал, пел песни, сочинял речевки и все время придумывал какие-то затеи. Еще он привез с собой чемодан красных и черных футболок со всевозможными интерпретациями четырех черточек и менял их по нескольку раз в день, а перед отъездом даже начал их просто снимать и дарить.

site_31

Во второй день, следуя идеям «Экологического плаката» было запланировано проведение экологической акции, заключающейся в уборке природного ландшафта от прошлогоднего мусора. Было решено произвести очистку пляжа, и Чайка, как птица сугубо морская, не мог не то, что пройти мимо такой акции, а не внести в нее своих высоких креативных идей. На берегу из деревянных реек под его чутким руководством мы выложили каркас гигантской звезды, именующейся священной мандалой, геометрического символа сложной структуры, символизирующего модель вселенной. Для организации процесса было сделано разделение рабочего труда: одни ходили по пляжу и собирали мусор, другие сортировали его по цвету, третьи выкладывали цветные сакральные лепестки. Когда мандала была готова, все встали вокруг нее, взялись за руки и попытались достичь единения своего сознания с космосом. По завершении процесса, следуя ритуалу, сделанную мандалу разрушили, то есть сложили ее внутреннее заполнение в мешки, и священный земной трактор увез их в море, дабы очистить наши души от всего плохого.

Обычно на подобных мероприятиях дизайнеры говорят студентам по поводу их работ, что все круто, молодцы, хотя в чистом виде это не так. Тут как раз было иначе. Нам указывали на ошибки, подсказывали, как улучшить идею.

site_15_copy

Маджид объяснял особенности написания своего языка, что слова пишутся справа налево, что в начале, середине и конце слова одни и те же буквы пишутся по-разному, что буква может читаться, как одна буква (Л), а может, как звук (ЛЕ).

site_21_copy

Трокслера очень волновало, из какого материала будет реализована навигация, будет ли это краска или наклейки, если наклейки, то они не долговечны, если краска, то какая. Еще он очень щепетильно относился к тому, чтобы навигация не помешала исторической и природной среде местности. Люба казалась несколько растерянной ввиду сжатых сроков выполнения заданий, но много рассказывала о своих методах создания плакатов.

site_46

Никлаус, Маджид и Люба уехали раньше, под бурные проводы, Чайка, провожавший их, как будто они прощались навсегда, а сам, как гость из ближайшего государства, уехал позже. И один Олег Векленко, проводив всех нас, остался полон мыслей и сомнений, как все прошло. Олег Анатольевич, все было очень-очень здорово! Тогда, в Тарханкуте все казалось немного иначе, но сейчас, по прошествии какого-то количества времени, я абсолютно точно уверена, что все было просто отлично!

Перед тем, как выкладывать статью, я получила от моего харьковского друга следующее сообщение: «Лена, скинешь ссылку потом, если опубликуют, посмотрю, что ты там намутила. Наверняка слишком много текста:)»

NB | комментарий design-union.ru | Текста немного. В самый раз. Лена «намутила» вполне съедобное блюдо из слов и картинок, дающее, если не полное представление о событии, то очень личное (взгляд изнутри). Рискуя вывалиться из стандартов «харьковского друга», добавим все же еще немного текста: первая выставка «4-го блока» была проведена спустя пять лет после Чернобыльской катастрофы — в 1991 году. Впервые за восемнадцать лет существования «4-го блока» основная экспозиция триеннале была представлена в едином пространстве. В этом году участие в конкурсе принимало рекордное количество работболее 1000 плакатов из 45 стран мира. Вместе с «4-м блоком» прошел международный конкурс плаката и анимации «Анти-СПИД-Украина». За пять лет своей деятельности этот проект собрал коллекцию из более чем 1500 плакатов на тему профилактики СПИДа из 50 стран мира.

Событие в лицах: фото Лены Таран, Артема Паша, Даши Малиновской

http://www.youtube.com/watch?v=Zd1arbC8eDI





Вы здесь: ПРОЦЕСС конкурсы графика «4-Й БЛОК» В ХАРЬКОВЕ И 3 ДНЯ В ТАРХАНКУТЕ.

Яндекс.Метрика